Гидромотор. Часть 1

ГИДРОДВИГАТЕЛИ ВРАЩАТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ (ГИДРОМОТОРЫ).

Непрерывное вращательное движение легче всего осуществить гидромоторами. По основным техническим параметрам гидромоторы подразделяются на две группы:

  1. низкомоментные (быстроходные), со сравнительно небольшим вращающим моментом и большим числом оборотов;
  2. высокомоментные (тихоходные), с большим вращающим моментом и небольшим числом оборотов.

По определению, предлагаемому ВНИИПТМАШем, высоко-моментный гидромотор характеризуется числом оборотов, меньшим 100 об/мин, крутящим моментом, превышающим 100 кГм, и отношением номинального момента Мном к наибольшему числу оборотов пмакс.

Для подъемно-транспортных машин, как правило, имеющих небольшие скорости и, следовательно, малое число оборотов (п < 100), применение высокомоментных гидромоторов дает особые преимущества, так как их можно соединить непосредственно с рабочими органами машин без промежуточных зубчатых, червячных и прочих передач.

При применении высокомоментных гидромоторов значительно повышается компактность машины, уменьшается ее вес, увеличивается к. п. д. и повышается надежность в работе. Этими качествами можно объяснить то, что за последние годы многие конструкторские организации заняты созданием новых конструкций высокомоментных гидромоторов.

В гидроприводах подъемно-транспортных агрегатов нашли применение гидродвигатели различных типов. Несмотря на указанные преимущества высокомоментных гидромоторов, до настоящего времени наибольшее распространение получили аксиально-поршневые низкомоментные гидромоторы как наиболее освоенные промышленностью. Они используются в приводах лебедок, механизмов поворота и передвижения и т. п. Однако их применение в указанных случаях возможно лишь в сочетании с редукторами, имеющими достаточно высокое передаточное отношение, а следовательно, большие габариты и вес.

Ниже кратко рассматривается устройство и основные технические характеристики некоторых гидромоторов.

Радиально-поршневые гидромоторы. В подавляющем большинстве конструкций гидромоторов этого типа вращение достигается за счет того, что поршень при перемещении давит на поверхность профильного статора, расположенную под некоторым углом к направлению его движения; возникающая при этом касательная составляющая силы создает крутящий момент на валу. Воздействие поршня на профильный статор осуществляется непосредственно или через ролики. Встречаются также конструкции, в которых движение поршня вызывает вращение эксцентричного вала-кривошипа.