Гидромотор. Часть 4

Лопастные гидромоторы

У лопастных гидромоторов в пазах ротора расположено несколько лопастей. Между статором и ротором имеется концентрическая полость, разделенная на ряд рабочих камер. Вращение лопастных гидромоторов осуществляется за счет того, что по одну сторону лопастей в рабочие камеры подается жидкость под давлением, а по другую — происходит ее слив.

Лопастные гидромоторы выгодно отличаются от плунжерных более высоким крутящим моментом при одних и тех же габаритах и рабочем давлении. По данным ГИПРОУГЛЕМАШа, лопастной гидромотор по сравнению с радиально-плунжерным имеет в 1,6 раза больший крутящий момент и в 2 раза меньший габаритный диаметр. Их недостатком является трудность создания надежного уплотнения лопастей и, как следствие, низкий объемный к. п. д. 48

Лопастные моторы бывают как низко-, так и высокомоментными. Для подъемно-транспортных машин наибольший интерес представляют последние, так как они позволяют осуществить безредукторный привод машин и легко встраиваются в механизмы.

На рис. 31 показан лопастной высокомоментный четырехходо-вой гидромотор типа ВЛГ, разработанный ГИПРОУГЛЕМАШем. Основными элементами гидромотора являются статор 16, ротор 15, крышки 7 и 9 с подвижными дисками 5, лопасти 13 с пружинами 4, копиры и шлицевой вал 3, вращающийся на двух подшипниках качения. Пространство между ротором и статором с помощью копиров 8 делится на четыре рабочие камеры 14.

Лопасти гидромотора спаренные и состоят из двух лопастей 13, скрепленных между собой шпонками 17. На поверхностях контакта лопастей имеются три паза 10, образующие радиальные каналы, обеспечивающие выход жидкости из пазов ротора в процессе утапливания лопастей в ротор. К статору и копирам лопасти прижимаются уплотнениями 18.
Жидкость подводится и отводится через два кольцевых канала 8 в статоре, каждый из которых имеет четыре радиальных отверстия 12. Отверстия одного и того же канала расположены с одн-о именной стороны копиров, а следовательно, и рабочих камер 14. В результате каждая камера одновременно сообщается с напорной и сливной магистралями, которые изолируются одна от другой с помощью лопастей 13.

При подаче жидкости в один из каналов 8 давление воздействует одновременно на четыре лопасти и приводит во вращение ротор и вал гидромотора. Через второй канал жидкость вытесняется в сливную магистраль. При реверсировании гидромотора рабочая жидкость проходит через каналы 8 в обратном направлении. Перетечки жидкости через зазор между копиром 11 и ротором ограничиваются за счет создания необходимого контактного давления под действием рабочей жидкости. Герметизация соединения копира со статором достигается при помощи резиновых уплотнений 18.

Уплотнение ротора со стороны торцов обеспечивается с помощью дисков 5, которые прижимаются к ротору давлением рабочей жидкости и вращаются вместе с ним. Жидкость для прижима дисков подводится через обратные клапаны 6. В каждой из крышек 7 и 9 имеется по два таких клапана: один соединен с линией высокого давления, а второй — с линией низкого. В результате диски всегда находятся под высоким давлением, независимо от направления вращения гидромотора.

Разгрузка ротора от возможных радиальных усилий обеспечивается с помощью диаметрально расположенных отверстий 1, сообщающихся одно с другим через кольцевые канавки во втулке 2, запрессованной в ротор.

Лопастной гидpoмотоp ВЛГ

Рис. 31. Лопастной гидpoмотоp ВЛГ:
1 – отверстие; 2 втулка; 3 – вал; 4 пружина; 5 - подвижный диск; 6 – обратный клапан; 7,9 - крышки; 8 – кольцевой канал; 10 - паз; 11- копир; 12 радиальное отверстие; 13 - лопасть; 14 – рабочая камера; 15 - ротор; 16 - статор; 17 - шпонка; 18 - уплотнение